€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Отрицание, гнев, принятие: откуда берется сопротивление изменениям?
Фото: freeoik.com
Наталия Матющенко, проректор по образовательной деятельности НОУ «Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений», кандидат экономических наук, доцент.
Организационные изменения являются жизненно необходимыми для всех компаний, находящихся на разных уровнях развития, для адаптации к подвижной и неопределенной внешней среде. Изменения обычно направлены на создание нового продукта, внедрение современных технологий, оптимизацию организационной структуры и системы мотивации, корректировку корпоративной культуры и кадровой политики. Но возникающее сопротивление персонала в процессе внедрения изменений негативно влияет на успешность запланированных новаций, снижает конкурентоспособность компании, ухудшает экономическую и социальную эффективность.
Причины сопротивления изменениям в компаниях зачастую зависят от личных характеристик и психологических особенностей сотрудников: их демографических признаков и мотивационных потребностей, привычных моделей поведения, видов взаимодействия в группах, организационных и экономических барьеров, социальных и профессиональных факторов.
В связи с многообразием основ классификации причин сопротивления в организации, в менеджменте не существует единого подхода к их описанию и структурированию.
Еще к распространенным причинам сопротивления сотрудников организационным изменениям относятся:
- неясность сути перемен и их последствий;
- страх перед неизвестным;
- опасение потери статуса или дохода;
- деструктивные субкультура и привычки;
- негативный опыт, инертность;
- недоверие руководству и отсутствие уважения;
- несоответствие личных и организационных целей и ценностей;
- низкая компетентность;
- барьеры формальных и неформальных коммуникаций;
- нежелание осваивать новые технологии и менять окружение;
- склонность к панике, угроза потери контроля и стабильности;
- увеличение объема работы;
- интриги и конфликты внутри коллектива;
- представления о ненужности перемен и недостаток информации;
- стресс и нежелание преодолевать трудности;
- неуверенность в собственных силах;
- консерватизм;
- групповой контроль и дисфункциональное мышление.
Для преодоления сопротивления организационным изменениям руководителям следует целенаправленно воздействовать на возможные причины до начала процесса внедрения инноваций и в ходе него, регулярно отслеживая реакцию персонала. Специалисты по управлению предлагают ряд разнообразных и эффективных методов влияния на сотрудников: создание команды лидеров-реформаторов, регулярные разъяснительные беседы и обсуждение предстоящих перемен, интенсификацию коммуникаций, пропаганду новой концепции будущего, анализ рисков, вовлечение в процесс принятия решений и внедрения преобразований, предоставление дополнительных полномочий, профессиональное обучение, формирование системы новых материальных и нематериальных выгод, а также создание положительных эмоций в коллективе.
Вениамин Бакалинский, генеральный директор бюро переводов iTrex:
По нашему многолетнему опыту можно сказать, что основные причины сопротивления изменениям со стороны сотрудников чаще всего бывают связаны с двумя факторами.
1. Люди не успевают осознать и понять, какие преимущества им дают перемены. Потому изменения воспринимаются как дополнительная нагрузка.
Например, сотрудник загружен рутинными задачами. Когда объявляют об изменениях, у него просто не хватает времени и внимания, чтобы осознать, как нововведение улучшит, прежде всего, его собственное положение в компании. Поэтому изменение воспринимается не как благо, а как увеличение нагрузки.
2. Если сотрудник не участвует в проектировании этого изменения каким-либо образом — как источник идеи, участник обсуждений или процесса внедрений — он, как правило, сопротивлялся нововведениям. Человек не понимает, как это изменение будет работать, и оно снова воспринимается как ненужная дополнительная нагрузка.
Как мы теперь внедряем изменения?
1. Мы не торопимся, как бы ни хотелось, чтобы все быстрее заработало.
2. Перед тем как ввести какое-либо изменение, сначала мы выносим его на обсуждение. Суть не в том, чтобы услышать чье-то мнение, наша задача — вовлечь в обсуждение тех сотрудников, кто это изменение будет использовать. Чтобы они начали осознавать его необходимость и чувствовали свою причастность.
3. В зависимости от сложности изменений — от 2 недель до 2 месяцев — предлагаем людям попробовать их первую версию. К этому времени сотрудники уже свыкаются с мыслью о необходимости нововведения, понимают, зачем это нужно. Кроме того, сотрудники готовы пробовать и выделять рабочее время на то, чтобы поделиться результатами.
4. Получаем первые результаты и видим, успешно прошла первая интеграция изменений или нет. Иногда при первом введении изменений у сотрудников нет времени и мотивации делиться результатами. А ведь первые шаги к внедрению — самые важные. Не зафиксировав проблемы на первом этапе, можно провалить даже самые перспективные идеи.